РОЖДЕСТВО

 

 

Большинство  стран Европы и США  Рождество отмечают по григорианскому календарю – 25 декабря, а Россия  Рождество отмечает по Юлианскому – 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что тогда нарушится устройство церковного года. На Руси Рождество начали отмечать  в Х веке. Издавна Рождество было тихим и спокойным праздником. Канун Рождества – сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.  С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, и разной нечистью, пугали детей  и девушек и гадали. И,  конечно же, отдавали дань «зелёному  змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

По уставу Православной Церкви, празднику Рождества предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно. В Рождественский сочельник, 6 января, благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво - постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня - сочельник.

Обо всём этом интересно рассказал Отец Михаил, пришедший на встречу с учащимися начальной школы 12 января

В России в канун Рождества от дома к дому путешествует на санях одетая в белое прекрасная девушка Коляда. Её приветствуют песнями, и она награждает всех подарками. В святочную ночь приходит Коляда на землю. В эту ночь народ не спит: ходит из дома в дом, колядует, т.е. поёт колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Праздничная процессия идет обычно с бумажной звездой и вертепом - ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок  в нём разыгрываются сценки, относящиеся к Рождеству. Колядование начинали дети. Они пели  под окнами изб и получали за то различное угощение. Хозяйки в этот день не скупились. Чем более одаришь колядующих, тем больше достатка будет в доме в новом году. Ходили  от дома к дому ряженые. Рядились по-всякому. В  дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни – гусарами, а юноши, наоборот,- дамами. В деревнях было проще -  ряженые надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, баранов, коз и т.д.

    Колядовые хороводы из года в год водятся и в нашей школе. В этом году к ребятам приехал в гости дипломант Международного конкурса, лауреат Всероссийских фестивалей, автор и исполнитель Роман Опричник. Былины, духовные стихи, обработки русских народных песен, инструментальные миниатюры – его репертуар. И взрослым, и детям было очень интересно пройти вместе с одетыми в старинную одежду участниками ансамбля, послушать обрядовые песни, позабавиться  и повеселиться вместе с ними, почувствовать Рождество.

 

 

 

 

 

 

 

 

УМНЫЕ РУКИ

 

 

Под старый Новый год 13 января открылась школьная выставка детского творчества.  Готовиться к ней начали давно, но, как всегда это бывает, времени всё равно не хватало. Маленькие волшебники из первого класса на уроках технологии засыпали пол обрезками бумажек и цветным песком, по которому можно было кататься, как на роликах, пудрили гипсовой пылью пол и носы, с вдохновением делали бумажных гофрированных таксочек, дополняя их косточками, мисочками, ковриками и даже коронами, чтобы в год Собаки дома была вкусная еда, уют и достаток. Дашенька Быкова принесла на выставку интереснейшие рисунки по впечатлениям от походов с мамой в музеи, театры, на вернисажи. Два Данилы - мастера из того же класса (Калуженов и Коренский) - порадовали скульптурными фигурками волка, Снегурочки и ежа, рассказав заодно всем технологию их изготовления. С алыми снегирями на заснеженных ветках Эли  Полушкиной соседствуют букеты алых и розовых пеонов Юры Газанчидиса. Так вдохновенно соединили дети зиму и лето!

Ребята из второго класса не боятся сложных заданий: гараж из большой коробки – легко! Косичку из скользких атласных ленточек – замечательно!  Маску фараона или африканского божества из гипса – отлично! Вышить крестом балерину размером 26 на 48 см. – с чего начать? И несмотря на то, что самоклеющаяся бумага приклеивается к рукам и парте, а не к гаражу, ленточки улетают в неизвестном направлении, а гипсовые маски и мозаики ломаются и не желают краситься, упорные личности из второго класса всё доводят до конца. Из их умелых ручек появляются бисерные крокодильчики (Даяна Бобохидзе), маски фараонов (Полевой Никита), вышивки очаровательных котят (Эля Скоморовская и Полина Соболевская) и далматинцев (Женя, Марк, Лёня, Георгий, Ваня, Ксюша, Дарина, Даша – сколько имён мальчиков – они не уступают девочкам в искусстве вышивания!). Второклассники фантазировали с любым материалом – бумагой, картоном, тканью, нитками и тесёмками, глиной, гипсом, цветным песком, упаковками, крышками, плодами каштанов и даже зубочистками! Украшением выставки стали поделки, которые второклассники принесли из дома: забавные скульптуры медвежонка и утёнка (Аруин Марк), расписная тарелка с большой яркой улиткой (Соболевская Полина), аппликация рыбки с чешуёй из монеток и бисерные крокодильчики аяна Бобохидзе).

Неугомонный третий класс, в котором 13 мальчиков (!) и 3 девочки, под руководством miss Ланы лепил из глины и расписывал животных. Первоклассники на выставке с большим интересом рассматривали глазастую лягушку и пятнистого тюленя, большую ярко-жёлтую утку и рыжего скорпиона с угрожающим жалом на хвосте. Четвероклассники подготовили прекрасные вышивки:  «Живая рыба» (Ревенко Никита), «Жили у бабуси два весёлых гуся» (Лепникова Лера) и другие. Вышивки выполнены «по-взрослому»: по схемам – приложениям с точным отсчитыванием крестиков (а не по рисунку на канве, что проще) и без узелков на обратной стороне. Не меньший интерес вызвали фрески из цветного песка и панно, в которых сочетался цветной песок и гипсовые детали. Очень это  трудоёмкое занятие, требующее меткого глаза, точной руки и терпения, терпения и ещё раз терпения. Отличились в этом «песчаном творчестве» Межецкая Марина (с помощью девочек четвертого класса «засыпала» большую фреску «Цветы»), Чихарёва Маша, Лепникова Лера, Григорян Даня, Ахмадовы Хава и Шамиль, Буртов Яша. Прекрасную работу подготовили Джанаева Лиза и Голышева Даша. Их большая сетчатая бабочка, прилетевшая к розе и оставшаяся рядом с ней, покорила сердца многих посетителей выставки. Не остались незамеченными рисунки, сделанные в изостудии школы. Молодая учительница Екатерина Александровна Долгалёва сумела развить в детях интерес к живописи, воспитать  свободу  мысли и чувств, раскрепощённость руки и цветового решения. Но настоящим украшением были акварели самой Екатерины, особенно «Венеция». Картина дышит мягким очарованием, притягивает к себе взгляд, волнует и успокаивает одновременно. Честное слово, захотелось увидеть этот прекрасный город, побродить по его старым кварталам, побывать хотя бы на одном венецианском карнавале. Идея создания маски с колокольчиками, также показанной на выставке, навеяна именно этим грандиозным событием. Работа выполнена из «живого» материала, колокольчики тихо позванивают даже при самом лёгком движении воздуха - создаётся ощущение присутствия, что и было замечено всеми без исключения, особенно малышами.

Выставка удалась! Десятки отзывов оставлены организаторам. Чудесно, необычно, прекрасно, ярко – вот немногие из них.

И детей, и взрослых удивило использование разнообразных художественных материалов, их сочетание, порой неожиданное, но всегда удачное.

Психологи установили, что активное экспериментирование с различными материалами в процессе предметно-практической деятельности позволяет не только находить все более разнообразные средства изобразительной  выразительности, но и оказывает благотворное воздействие на психику детей, способствует столь необходимому в этом возрасте самовыражению. Как хорошо, что рядом с нашими детьми находятся педагоги, прекрасно понимающие всё это!