
РОЖДЕСТВО

Большинство стран
Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю – 25 декабря, а
Россия Рождество отмечает по Юлианскому – 7 января. Русская православная
церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, чт о
тогда нарушится устройство церковного года. На Руси Рождество начали отмечать в
Х веке. Издавна Рождество было тихим и спокойным праздником. Канун Рождества –
сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах
крестьян. Зато на
следующий день начинались веселье и разгул - святки. С песнями ходили по домам,
устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, и разной нечистью,
пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань «зелёному
змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.
Кстати, с XVI века святочные маски стали
официально называться харями и рожами.
В деревнях святки
отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские
гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали
балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче
засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные
вельможи устраивали балы.
По уставу Православной
Церкви, празднику Рождества предшествует многодневный Рождественский пост,
который начинается
28
ноября и
длится 40 дней по 6 января включительно. В Рождественский сочельник, 6 января,
благочестивые верующие
вообще
не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник
Рождества. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно
отведать сочиво - постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый
взвар с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня - сочельник.
Обо всём этом
интересно рассказал Отец Михаил, пришедший на встречу с учащимися начальной
школы 12 января
В России в канун
Рождества от дома к дому путешествует на санях одетая в белое прекрасная девушка
Коляда. Её приветствуют песнями, и она награждает всех подарками. В святочную
ночь приходит Коляда на землю. В эту ночь народ не спит:
ходит из дома в дом, колядует, т.е. поёт
колядки – старинные рождественские и новогодние
обрядовые песни. Праздничная процессия идет обычно с бумажной звездой и вертепом
- ярко раскрашенным
ящиком в два яруса. С
помощью деревянных фигурок в
нём разыгрываются
сценки, относящиеся к Рождеству.
Колядование начинали дети.
Они пели под окнами изб и получали
за то различное угощение. Хозяйки в этот день не скупились. Чем более одаришь
колядующих, тем больше достатка будет в доме в новом году. Ходили от дома к
дому ряженые. Рядились по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками,
турками, рыцарями, монахами, барышни
– гусарами, а юноши, наоборот,-
дамами. В деревнях было проще -
ряженые надевали вывернутые овчиной
наверх полушубки, маски
и изображали различных животных -
медведей, баранов, коз и т.д.
Колядовые хороводы из года в год водятся и в нашей школе. В
этом году к ребятам приехал в гости
дипломант
Международного конкурса, лауреат
Всероссийских фестивалей, автор и исполнитель Роман Опричник. Былины, духовные
стихи, обработки русских народных песен, инструментальные миниатюры – его
репертуар. И взрослым, и детям было
очень интересно пройти вместе
с одетыми в старинную одежду участниками
ансамбля, послушать обрядовые
песни, позабавиться
и повеселиться вместе с
ними,
почувствовать
Рождество.
УМНЫЕ
РУКИ

Под старый Новый год
13 января открылась школьная выставка детского творчества.
Готовиться
к ней начали давно, но, как всегда это бывает, времени всё равно не хватало.
Маленькие волшебники из первого класса на уроках технологии засыпали пол
обрезками бумажек и цветным песком, по которому можно было катать ся,
как на роликах, пудрили гипсовой пылью пол и носы, с вдохновением делали
бумажных гофрированных таксочек, дополняя их косточками, мисочками, ковриками и
даже коронами, чтобы в год Собаки дома была вкусная еда, уют и достаток. Дашенька
Быкова принесла на выставку интереснейшие рисунки по впечатлениям от походов с
мамой в музеи, театры, на вернисажи. Два Данилы - мастера из того же класса (Калуженов
и Коренский) - порадовали скульптурными фигурками волка,
Снегурочки и ежа, рассказав заодно всем
технологию их изготовления. С алыми снегирями на заснеженных ветках Эли
Полушкиной соседствуют букеты алых и розовых пеонов Юры Газанчидиса. Так
вдохновенно соединили дети зиму и л ето!
Ребята из второго класса не боятся сложных заданий: гараж из большой
коробки – легко! Косичку из скользких атласных ленточек – замечательно! Маску
фараона или африканского божества из гипса – отлично! Вышить крестом балерину
размером 26 на 48 см. – с чего начать? И несмотря на то, что самоклеющаяся бумага приклеивается к рукам и парте, а не к гаражу,
ленточки улетают в неизвестном направлении, а гипсовые маски и мозаики ломаются
и не желают краситься, упорные личности из второго класса всё доводят до конца. Из их умелых ручек появля ются бисерные крокодильчики (Даяна Бобохидзе), маски фараонов (Полевой Никита), вышивки очаровательных котят (Эля Скоморовская и Полина Соболевская) и
далматинцев (Женя, Марк, Лёня, Георгий, Ваня, Ксюша, Дарина, Даша – сколько имён мальчиков – они не уступают девочкам в искусстве вышивания!).
Второклассники фантазировали с любым материалом – бумагой, картоном, тканью, нитками и тесёмками, глиной, гипсом, цветным песком, упаковками, крышками, плодами каштанов и даже
зубочистками! Украшением выставки стали поделки, которые второклассники принесли
из дома: забавные скульптуры медвежонка и утёнка (Аруин Марк), расписная тарелка
с большой яркой улиткой (Соболевс кая Полина), аппликация рыбки с чешуёй из монеток и бисерные
крокодильчики (Даяна Бобохидзе).
Неугомонный
третий класс, в котором 13 мальчиков (!) и 3 девочки, под руководством
miss
Ланы лепил из глины и расписывал животных.
Первоклассники на выставке с большим интересом рассматривали глазастую лягушку
и пятнистого тюленя, большую ярко-жёлтую утку и рыжего скорпиона с угрожающим
жалом на хвосте. Четвероклассники подготовили прекрасные вышивки: «Живая рыба»
(Ревенко Никита), «Жили у бабуси два
весёлых гуся» (Лепникова Лера) и другие. Вышивки выполнены «по- взрослому»:
по схемам – приложениям с точным отсчитыванием крестиков (а не по рисунку на
канве, что проще) и без узелков на обратной стороне. Не меньший интерес
вызвали фрески из цветного песка и панно,
в которых сочетался цветной песок и гипсовые детали. Очень это трудоёмкое
занятие, требующее меткого глаза, точной руки и терпения, терпения и ещё раз
терпения. Отличились в этом «песчаном творчестве»
Межецкая Марина (с помощью девочек четвертого класса «засыпала» большую фреску
«Цветы»), Чихарёва Маша, Лепникова Лера,
Григорян Даня, Ахмадовы Хава и Шамиль, Буртов Яша. Прекрасную
работу подготовили Джанаева Лиза и Голышева Даша. Их большая сетчатая бабочка,
прилетевшая к розе и оставшаяся рядом с ней, покорила сердца многих посетителей
выставки. Не остались незамеченными
рисунки, сделанные в изостудии школы. Молодая учительница
Екатерина Александровна Долгалёва сумела
развить в детях интерес к живопи си,
воспитать свободу мысли и чувств,
раскрепощённость руки и цветового решения. Но настоящим украшением были акварели
самой Екатерины, особенно «Венеция».
Картина дышит мягким очарованием, притягивает к себе взгляд, волнует и
успокаивает
одновременно. Честное слово, захотелось увидеть этот прекрасный город,
побродить по его старым кварталам, побывать
хотя бы на одном венецианском карнавале. Идея создания маски с колокольчиками,
также показанной на выставке, навеяна
именно этим грандиозным событием. Работа выполнена из «живого» матери ала,
колокольчики тихо позванивают даже при
самом лёгком движении воздуха - создаётся ощущение присутствия, что и было
замечено всеми
без исключения,
особенно малышами.
Выставка удалась!
Десятки отзывов оставлены организаторам. Чудесно,
необычно, прекрасно, ярко – вот немногие из них.
И детей, и взрослых
удивило использование разнообразных художественных материалов, их
сочетание, порой неожиданное, но всегда удачное.
Психологи
установили, что
активное экспериментирование с различными материалами в процессе
предметно-практической деятельности позволяет не только находить все более
разнообразные
средства изобразительной выразительности, но и оказывает благотворное
воздействие на психику детей,
способствует столь необходимому в этом возрасте самовыражению.
Как хорошо, что рядом с нашими детьми находятся педагоги, прекрасно понимающие
всё это!
|