30 успешных лет!
В рамках изучения элективного курса «История развития жизни на Земле» состоялся выезд второклассников в Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова.
Экскурсия, которую блистательно провела экскурсовод музея, началась с осмотра керамического панно «Жизнь на Земле». Сильное впечатление на ребят произвели слова экскурсовода о том, что раньше на месте нашего города было древнее Московское море, в котором плавали огромные ящеры – плезиозавры. Остатки позвонков этих водных ящеров часто находили и находят при строительстве станций метрополитена.
Второклассники, в свою очередь, удивили экскурсовода знаниями о цианобактериях, выделяющих кислород в процессе жизнедеятельности. Цианобактерии, по общепринятой версии, явились творцами современной кислородосодержащей атмосферы на Земле, поэтому в музее выделено «почётное» место под аквариум с этими бактериями. Сотрудники музея кормят бактерии минеральной водой Ессентуки № 17.
Кроме цианобактерний на нашей планете до сих пор обитают реликтовые (сохранившиеся с древних времён) мечехвостые и кистепёрые рыбы-латимерии. Интересной оказалась информация об огромных вымерших земноводных лягушках – эриопсисах, обладавших светочувствительным «третьим глазом», для которого в черепе имелось углубление. Ребята узнали о тяжёлом, кропотливом труде учёных-палеонтологов, которые в течение двадцати лет выпиливали из камней (конкреций) останки целого стада ископаемых ящеров – парейрозавров. Это «стадо» и заложило основу огромной (более 5 тысяч экспонатов) коллекции палеонтологического музея.
Во время этой информационно и эмоционально насыщенной экскурсии дети успели сфотографироваться рядом с витриной, содержащей косточки «прабабушки человека» - ящера иностранцевии, похожей на нас своей челюстью.
В огромном зале динозавров воображение учащихся было потрясено живописным полотном на стене и гигантскими скелетами динозавров (диплозака, паразауролофа, тарбозавра по имени Кеша). Здесь дети учились выговаривать труднопроизносимое слово – протоцератопсёночек, рассматривали окаменевшие яйца динозавров и ствол дерева аурокарии. При этом выяснили, что древняя бескрылая птица моа из Новой Зеландии имела очень высоко расположенные пяточные и коленные суставы, и что современная курица – эволюционировавший динозавр!
В зале млекопитающих ребята по заданию, полученному от учителя Новожиловой А.Ю., нашли муляжи, скелеты, рисунки прообразов героев мультфильма «Ледниковый период» - мамонта, саблезубого тигра, белку. Узнали, что древний тигр мог откидывать челюсть на 180°, а мамонт имел всего лишь четыре огромных зуба. Рассмотрели слепок погибшего в возрасте 6-7 месяцев мамонтёнка Димы, найденного экскаваторщиком в Магаданской области в долине ручья Киргилях. С особенным любопытством рассматривали черепа неандертальцев, австралопитеков и современного человека. Особенно интересно было сравнить свой рост с ростом реконструкции знаменитого австралопитека по имени «Люси». Выяснилось, что рост одинаков (примерно 1 метр и 30 сантиметров). В рисунках на камне (петроглифах) ребята узнали различных древних животных.
Очень много вопросов было задано экскурсоводу в финале экскурсии. В итоге, учащиеся повторили материал по курсу История развития жизни, изученный за неполные два года, узнали много нового о прошлом нашей планеты.