30 успешных лет!
На конференции учащиеся работали по нескольким направлениям.
Первое направление: Причины и последствия Первой Мировой войны для России. Главные битвы Первой Мировой войны.
Второе направление: героизм русских солдат в Первой Мировой войне. Генералы и офицеры Первой Мировой войны. Личности и их роль в истории Первой Мировой войны.
Третье направление: изменение тактики ведения боевых действий в связи с оружейным технологическим прорывом. Оружие Первой Мировой войны.
Четвёртое направление: влияние войны на культуру и литературу, моду и музыку, на отношение к женщине.
Пятое направление:царская семья в годы Первой Мировой войны. Роль Романовых в подготовке и развитии побед и поражений военных действий.
Очень интересный проект подготовил Кареев Е. «Главнокомандующий юго-западным фронтом А.А.Брусилов» (7 кл.). Из его проекта мы узнали, каким человеком и офицером был Брусилов, что именно сделал он для военной науки, о его военных удачах и неудачах. Выступление Егора захватило всех, оно было глубоким и увлекательным. На совещании жюри было предложено послать его проект на участие в Международном симпозиуме исследователей культуры и истории России «Забытые герои Первой Мировой войны. Великие трагедии и ослепительный взлет русского искусства», посвященному 100-летию Первой мировой войны и Году культуры в России, объявленную Департаментом культуры образования г.Москвы и Департаментом образования г. Москвы.
По первому направлению работали в основном учащиеся 8-9 классов.
Мальчикам 5-го класса была очень интересна тема, связанная с вооружением Первой Мировой войны. Они провели серьезные исторические исследования, нашли редкие кадры оружия, сделали сравнение с оружием стран-участников этой войны. («Первые самолеты и их роль в Первой Мировой войне», «Стрелковое оружие Первой Мировой войны, «Причины изменения формы Первой Мировой войны»).
Ученица 8-го класса рассказала о химическом оружии, которое впервые появилось в годы Первой Мировой войны.
Мальчики 9-го класса затронули тему шифров и шифровальщиков.
Хорошо выступила ученица 5-го класса, которая рассказала о сестрах милосердия Первой Мировой войны, в том числе о царице Александре Федоровне, ее сестре и ее дочерях.
Отмечены выступления, в которых были затронуты следующие темы отражения Первой Мировой войны в искусстве. Мы узнали о военном творчестве Гумилева и о других поэтах Серебряного века, участников Первой Мировой войны; узнали, о чем думали и мечтали молодые люди начала XX-го века. Выступающая ученица 10-го класса сделала вывод, что искусство «Серебряного века» – это явление мирового масштаба. Узнали, как изменилось мировоззрение художников в годы Первой Мировой войны. Узнали о музыке, которая появилась в годы войны, прослушали музыкальные записи, отметили, какую музыку слушали в США и Англии, и какая музыка была создана в эти годы в России. И, прослушав все это, участники и слушатели конференции пришли к выводу, что русский человек рассматривает войну как горе, нищету, кровь, смерть, к которой ведет война, о чем нам рассказала подобранная музыка. Мы узнали, насколько наша музыка отличается от музыки, созданной в Англии, США (в это время зарождался джаз), где люди, наверное, думают, что война – это деньги, которые они могут получить или награбить, что убивать будут не их, а кого-то другого. Это говорит о разном менталитете, разном подходе к жизни.
Интересно исследование об изменении роли женщины в обществе в период Первой Мировой войны, представленное ученицей 8-го класса.
Учащиеся старших классов рассказали нам о наших врагах и «союзниках» в годы Первой Мировой войны. Например, Англия, хоть и была союзницей, всегда вела свою политику и воспользовалась революцией, чтобы устранить Россию из числа великих держав. Докладчик рассказал, что англичане до сих пор не рассекретили свои документы, связанные с этой войной, обещая их открыть только в 2044 г., ведь это указывает на их двурушничество по отношению к России в период хода той войны. Англичане всегда стремились к «континентальной войне», чтобы главные их геополитические соперники, Россия и Германия, ввязавшись в драку, уничтожали друг друга. Выступающий доказал нам, что когда внутри России начинается внутренняя борьба, этим сразу же пользуются наши недруги и отхватывают куски нашей земли. Таким образом, один из главных уроков Первой мировой войны состоит в том, что следует знать – даже практически одержанная победа может быть отобрана нашими внутренними распрями или расколом правящей элиты. Ученик, проанализировав исторические ситуации, сделал вывод: именно Россия сорвала немецкий план молниеносной войны. Германия сначала хотела захватить Париж и принудить Францию к капитуляции, а затем все силы бросить против Российской Империи. Эти цели Германии выяснились сразу после начала боевых действий. Немцы стояли уже на подступах к Парижу, когда Россия, ещё не завершив мобилизацию, вынуждена была ударить по противнику для того, чтобы, как всегда, помочь союзникам. Именно жертвенность русских воинов привела к первой значимой победе.